Панель настройки шрифта

НИУ «БелГУ»
Цвета сайта:

Настройки шрифта

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

 


Адрес: ул. Студенческая,14, корпус 4, к. 601
т. (4722) 30-18-50
Декан историко-филологического факультета –  Литовченко Елена Викторовна
доктор исторических наук, доцент,
е-mail: Litovchenko[at]bsu.edu.ru
Array
Объявления и события
Web-сайт
ППС
Институт педагогический

Деканат

Заместитель декана по учебной и методической работе – Якимова Екатерина Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, e-mail: Chernikova@bsu.edu.ru
Адрес: ул. Студенческая 14, корп. 4, к. 603, т. (4722) 30-18-52.

Заместитель декана по социально-воспитательной работе – Прокопенко Сергей Николаевич, кандидат исторических наук, e-mail: SProkopenko@bsu.edu.ru
Адрес: ул. Студенческая 14, корп. 4, к. 601, т. (4722) 30-18-51.

История факультета

Историко-филологический факультет в структуре НИУ «БелГУ» появился 2 сентября 2013 г. в результате слияния двух факультетов: исторического и филологического, имеющих свою многолетнюю историю.

Корпус №4, ул. Студенческая, 14

Филологический факультет ведет свою летопись с 1945 года, с историко-филологического отделения Учительского института в г. Старый Оскол. В 1954 г. отделение было преобразовано в факультет русского языка и литературы в связи с реорганизацией Старооскольского учительского института в педагогический институт. В 1957 г. институт был перенесен из г. Старый Оскол в г. Белгород, где в 1958 г. состоялся первый выпуск 86 учителей русского языка и литературы. В 1995 г. в связи с получением вузом статуса педагогического университета факультет был переименован в филологический.

Деканами филологического факультета (до 1995 г. факультета русского языка и литературы) в разное время были: Г.А. Хабургаев, В.П. Оводенко, И.И. Августевич, О.А. Соцкова, Н.А. Шевелев, Л.И. Трунова, А.Г. Ковалев, Г.М. Благасова, С.П. Гринева, И.А. Нагорный, В.В. Липич.

История образования и развития исторического факультета тесно связана с развитием педагогического образования в Белгородской области. В связи с активным строительством школ, созданием школ-комплексов и нехваткой учителей истории в сентябре 1977 года было принято решение открыть на базе Белгородского государственного педагогического института им. М.С. Ольминского исторический факультет.

Деканами исторического факультета были: Е.В. Дворецкий, Н.И. Руднева, Е.Ю. Прокофьева, И.Т. Шатохин, А.И. Папков.

Декан историко-филологического факультета Литовченко Елена Викторовна, доктор исторических наук, доцент

Факультет сегодня

Сегодня историко-филологический факультет - это:

  • более 900 студентов;
  • более 40 аспирантов;
  • 67 штатных преподавателей, из них: 12 докторов наук, профессоров; 47 кандидатов наук;
  • 3 выпускающих кафедры и одна практической подготовки;
  • 4 направления подготовки;
  • 5 направлений фундаментальных и прикладных исследований;
  • аспирантура по русскому языку, отечественной и всеобщей истории;
  • 29 учебных аудиторий, в том числе 9 специализированных;
  • журнал «Via in tempore. История. Политология» (включен в список рекомендованных изданий для апробации результатов диссертационных исследований ВАК России – 2 квартиль);
  • журнал «Вопросы журналистики, педагогики, языкознания» (включен в список рекомендованных изданий для апробации результатов диссертационных исследований ВАК России – 2 квартиль);
  • международный сетевой журнал «TRACTUS AEVORUM: эволюция социокультурных и политических пространств»;
  • регулярные международные научные конференции: «Кондаковские чтения»; «Классическая и византийская традиция»; «Белгородский диалог. Проблемы истории и филологии»; «Духовные векторы литературы: сопряжения и пересечения»; «Карамзинские чтения»; «Белгородская черта».
  • 1 археологическая экспедиция и 3 отряда в составе крупных археологических экспедиций.

Структура факультета

В настоящее время подготовку студентов на историко-филологическом факультете осуществляют 3 кафедры:

  • Кафедра российской истории и документоведения
    Заведующий кафедрой – Сергиенко Марина Александровна, кандидат исторических наук, доцент, e-mail: Sergienko@bsu.edu.ru;
    Адрес: ул. Студенческая 14, корп. 4, к. 621, т. (4722) 30-18-53.
    Кафедра является выпускающей по двум направлениям подготовки: История и Документоведение и архивоведение, а также обеспечивает образовательную деятельность по базовым дисциплинам исторического цикла по направлению подготовки Педагогическое образование, образовательный профиль «История и Обществознание». Закрепление полученных знаний происходит во время практик: археологической, научно-библиографической, архивной, музейной, педагогической, производственной по документоведению и по архивоведению.
  • Кафедра всеобщей истории
    И.о. заведующего кафедрой – Семичева Елена Александровна, кандидат исторических наук, доцент, e-mail: Semicheva@bsu.edu.ru;
    Адрес: ул. Студенческая 14, корп. 4, к. 623, т. (4722) 30-18-83.
    Кафедра является выпускающей по направлению подготовки Педагогическое образование, образовательный профиль «История и Обществознание», а также обеспечивает образовательную деятельность по направлению подготовки История. В составе кафедры выделена секция общеисторических дисциплин, осуществляющая учебно-методическую и научно-исследовательскую работу по нескольким историческим дисциплинам основных образовательных программ высшего образования в неисторических институтах и факультетах.
  • Кафедра русского языка и русской литературы
    Заведующий кафедрой – Чумак-Жунь Ирина Ивановна, доктор филологических наук, профессор, e-mail: Chumak@bsu.edu.ru;
    Адрес: ул. Студенческая 14, корп. 2, к.338, т. (4722) 30-18-24.
    Кафедра является выпускающей и обеспечивает подготовку специалистов в области русской словесности. Здесь работают ученые, известные не только в нашей стране, но и за рубежом: проф. Н.Ф. Алефиренко, проф. В.К. Харченко. Действуют научные школы по лингвокультурологии и по теории языкового позитива, создается архив семейных родословных, зарегистрированы авторские электронные базы данных «Мозаика разговорной речи» и «Детская речь: материалы для изучения детского лонгитюда».

Учеба на факультете

Учебный процесс на факультете организован в соответствии с европейскими стандартами непрерывного трехуровневого высшего образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура, по следующим направлениям подготовки:

44.03.05 Педагогическое образование, образовательный профиль «История и обществознание».
Срок обучения: 5 лет (по очной форме обучения), 6 лет (по заочной форме обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Область профессиональной деятельности выпускников включает работу в образовательных учреждениях среднего образования. Выпускники этого направления подготовки традиционно ориентированы в профессиональном плане на работу в образовательных учреждениях, составляя основу педагогической корпорации учителей-историков нашей области. Сложившаяся традиция подготовки учителей истории и обществознания, предполагает не только фундаментальный подход к предметной и психолого-педагогической подготовке, но и развитие творческих способностей студентов. В результате выпускники успешно реализуют себя не только в общеобразовательных, но и в высших учебных заведениях, занимая руководящие должности в органах управления образованием, работая в архивах, музеях, библиотеках, в средствах массовой информации, в организациях, специализирующихся на организации отдыха и туризма.

44.03.05 Педагогическое образование, образовательный профиль «Русский язык и литература».
Срок обучения: 5 лет (по очной форме обучения) и 6 лет (по заочной форме обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Область профессиональной деятельности выпускников включает образование, социальную сферу, культуру. Объектами профессиональной деятельности являются обучение, воспитание, развитие обучающихся, образовательные системы. Выпускники этого направления профессионально подготовлены к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, составляя основу корпорации учителей-словесников Белгородской области, а также к культурно-просветительской, методической, научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, они могут работать в редакциях и библиотеках, в сфере управления, осуществления связей с общественностью, филологического обеспечения информационно-издательской деятельности.

46.03.01 История.
Срок обучения: 4 года (очная форма обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Область профессиональной деятельности выпускников включает работу в высших учебных заведениях, образовательных учреждениях среднего образования, архивах, музеях, в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных учреждениях информационно-аналитического профиля, в средствах массовой информации, органах государственного управления и местного самоуправления, в туристическо-экскурсионных организациях. Выпускники-историки успешно реализуют себя, не только занимаясь педагогической работой и научно-исследовательской деятельностью, но и работая в архивах, музеях, библиотеках.

45.03.01 Филология, образовательный профиль «Отечественная филология».
Срок обучения: 4 года (очная форма обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Профессиональная деятельность выпускников осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления. Бакалавр подготовлен к научно-исследовательской деятельности; к редакторской, экспертной, аналитической работе в учреждениях образования, культуры, управления, в средствах массовой информации; к социально-гуманитарной деятельности; к проектной и организационно-управленческой деятельности в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях.

Высшее филологическое образование сегодня – это гибкая система, которая выстраивается самим студентом с учетом своего видения будущего. Его основу составляют классическое фундаментальное образование и современная профессия. Полученные знания позволяют выпускникам быстро найти свое место на рынке труда, так как фундаментальное образование дает возможность не стать заложником узкой специальности. В меняющихся общественных условиях, в новой социальной среде, в России и за границей, классическое образование позволяет сориентироваться и найти свой путь к успеху.

46.03.02 Документоведение и архивоведение, образовательный профиль «Документационное обеспечение управления и кадровое делопроизводство».
Срок обучения: 4 года (по очной форме обучения) и 5 лет (по заочной форме обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.

Документовед – это специалист, «ведающий» о документе все, что касается работы с ним (составление, оформление, учет, регистрация, контроль исполнения, справочно-информационная работа, хранение). Он планирует, организует и совершенствует деятельность службы документационного обеспечения управления, кадровой службы и архива организации, осуществляет контроль за состоянием делопроизводства в организации; разрабатывает системы документации, принимает меры по оптимизации документопотоков в организации; участвует в отборе документов, передаваемых на государственное хранение, и в экспертизе ценности документов; принимает участие в совершенствовании автоматизированных информационных систем и систем управления, в разработке новейших информационных технологий с применением компьютерной техники и создании баз и банков данных.

Область профессиональной деятельности выпускников охватывает органы государственной власти и местного самоуправления; службы документационного обеспечения управления, кадровые службы, а также архивы организаций всех форм собственности. Выпускники успешно работают в качестве офис-менеджера, секретаря-референта; помощника руководителя; инспектора по контролю исполнения поручений; документоведа 1 и 2 категорий; специалиста или инспектора кадровой службы; специалиста документационного и информационного обеспечения управления; специалиста по электронному документообороту и обработке документов; архивиста.

Уникальность данного направления подготовки заключается в его междисциплинарности. В процессе обучения студенты осваивают гуманитарные, юридические, экономические, управленческие, информационные, технические дисциплины и специальные дисциплины.

После получения диплома бакалавра выпускники могут продолжить обучение в магистратуре по следующим магистерским программам:

  • 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Русская словесность» (срок освоения программы: очная форма обучения – 2 года, заочная форма обучения – 2,5 года);
  • 45.04.01 Филология, магистерская программа «Лингвистическая экспертиза текста» (срок освоения программы: очная форма обучения – 2 года);
  • 46.04.01 История, магистерская программа «История России в контексте мировой истории» (срок освоения программы: очная форма обучения – 2 года, заочная форма обучения – 2,5 года);
  • 46.04.02 Документоведение и архивоведение, магистерская программа «Документационное обеспечение управления и кадровое делопроизводство» (срок освоения программы: очная форма обучения – 2 года, заочная форма обучения – 2,5 года).

Также после получения диплома магистра выпускники могут продолжить обучение в аспирантуре по следующим специальностям:

  • 5.6.1. Отечественная история;
  • 5.6.2. Всеобщая история;
  • 5.9.5. Русский язык. Языки народов России.

Наука на факультете

На историко-филологическом факультете созданы все условия для развития научных исследований, это касается как преподавательской, так и студенческой науки.

Научно-исследовательская работа на факультете ведется по следующим направлениям:

  • история черноземного региона России;
  • эволюция сословной структуры общества Центрального Черноземья XIX – начала XX вв.;
  • исследования археологических памятников восточноевропейской лесостепи;
  • классическая и византийская традиция;
  • документационное обеспечение управления в Центральном Черноземье: история и современное состояние;
  • когнитивная лингвокультурология;
  • язык и жанр семейных родословных.

Реализуются следующие крупные научные проекты:

  • Карамзинские чтения;
  • Белгородский диалог;
  • Кондаковские чтения;
  • Далевские чтения;
  • Классическая и византийская традиция;
  • Белгородская черта.

Факультет сотрудничает с институтами Российской Академии наук. С 2003 года под руководством В.А. Сарапулкина отряд раннесредневековой археологической экспедиции НИУ «БелГУ» и отдельные студенты принимают участие в охранных раскопках памятников истории и культуры.

Археологическая практика наших студентов проводится в Крыму, в составе Восточно-Крымской археологической экспедиции Института археологии РАН (руководители отрядов Е.А. Семичева и С.Н. Прокопенко).

На кафедрах функционируют научные проблемные группы и научные кружки, где студенты под руководством опытных наставников постигают азы научного поиска. В НИУ «БелГУ», на базе историко-филологического факультета, ведет свою деятельность общественное объединение Белгородское отделение РОО «Византийский клуб», возникшее из научного направления кафедры всеобщей истории «Классическая и византийская традиция». Студенты и преподаватели факультета участвуют в деятельности Белгородского отделения «Византийского клуба», которая осуществляется при поддержке Белгородской митрополии и МГУ им. М.В. Ломоносова. «Византийский клуб» – это культурно-просветительская и общественно-политическая инициатива, миссия которой – формирование новой (а, по сути, исконной, но частично утраченной) повестки по возрождению цивилизационной идентичности как в России, так и за ее пределами. Задача «Византийского клуба» – актуализация исторического и культурного наследия великой Восточно-Христианской цивилизации, дружественных связей народов, проживающих на исторической территории византийского мира и их культурных коммуникаций. Клуб ориентируется на обсуждение проблемных вопросов восстановления российского цивилизационного единства и развития интеграционных процессов.

Проблемные вопросы византийской истории обсуждаются на международных научных конференциях «Кондаковские чтения» и «Классическая и византийская традиция», дважды в год проводятся заседания Белгородского отделения «Византийского клуба», на которых выступают с докладами приглашенные ученые, преподаватели, аспиранты, студенты. По итогам заседаний издается альманах «Византийский мир». Стала традицией проведение ежегодной Всероссийской летней византологической школы. Кроме того, напрямую соприкоснуться с византийским миром позволяют Китейская археологическая экспедиция в Крыму и Археологическая школа в Республике Армения.

Факультетом организуется работа международных, всероссийских, межрегиональных научных и научно-практических конференций. Ежегодно проводятся внутриуниверситетские конференции по итогам научно-исследовательской работы, где с докладами выступают преподаватели, аспиранты, студенты, талантливые школьники. Большой популярностью в студенческих кругах пользуется ежегодный международный молодежный научный форум «Белгородский диалог. Проблемы истории и филологии», по итогам которого публикуются сборники научных работ. Студенты факультета принимают активное участие в работе научных конференций, участвуют в грантах.

Международное сотрудничество

Факультет имеет широкие международные связи, благодаря которым осуществляется сотрудничество и обмен в области полевых археологических исследований. Ежегодно студенты, аспиранты и преподаватели факультета принимают участие в научных конференциях за рубежом.

Академическая мобильность

Реализуются совместные программы подготовки магистров с Каршинским государственным университетом.

Социальная сфера

Жизнь студентов историко-филологического факультета педагогического института весьма многогранна и насыщена: она не ограничена посещением лекционных и практических занятий и выходит далеко за рамки учебных аудиторий.

На факультете действует Студенческий совет, который оказывает помощь в организации и проведении большого количества факультетских мероприятий и содействует реализации важных направлений деятельности факультета.

Студенты факультета активно вовлекаются в университетские и институтские мероприятия, в которых не просто участвуют, но и регулярно выходят из них победителями и призерами.

Волонтерская деятельность на факультете имеет давние традиции. Оформилось два основных направления этой деятельности: участие в качестве добровольных активистов на социально-значимых мероприятиях различного уровня; волонтерская деятельность, направленная на работу с людьми находящихся в трудной жизненной ситуации. Важным событием жизни студенчества стало их участие в благотворительных акциях: «Теплым словом, добрым делом», «Белый цветок» и др.

Дух сопричастности к судьбе факультета у студентов формируется через участие в традиционных для историко-филологического факультета мероприятиях: «Посвящение в студенты», «День факультета», «Последний звонок», «Конкурс талантов первокурсников», «Студент и студентка историко-филологического факультета».

В университете созданы все условия для самореализации студентов в спортивной сфере. Дважды в год разыгрывается открытый Кубок декана историко-филологического факультета по мини-футболу, команды по волейболу, футболу, настольному теннису, шахматам, шашкам и другим видам спорта участвуют в университетских соревнованиях, а иногда и выигрывают в них.

Студенты историко-филологического факультета постоянно работают над расширением своего кругозора. В образовательных и воспитательных целях организуются групповые поездки и экскурсии в места славного прошлого Белгородчины (Прохоровка, Русская Халань, Хотмыжск и др.) и России (Соловки, Тула, Волгоград, Москва, Екатеринбург и др.).


Информацию предоставила О.М. Хорева 24.10.2023

Назад в раздел