Панель настройки шрифта

НИУ «БелГУ»
Цвета сайта:

Настройки шрифта

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

 


Адрес: Белгород, ул. Студенческая, 14, корп. 4, к. 501
тел. (4722) 30-18-61, 30-18-60
Декан факультета психологии –  Кучерявенко Игорь Анатольевич
кандидат психологических наук, доцент
e-mail: Kucheryavenko@bsu.edu.ru
Array
Объявления и события
Web-сайт
ППС
Институт педагогический
Психологическая служба НИУ «БелГУ»

Деканат

Заместитель декана по учебной и методической работе – Гринева Ольга Ивановна, старший преподаватель, e-mail: Grineva@bsu.edu.ru
Адрес: ул. Студенческая,14, корп. 4, к. 503, т. (4722) 30-18-66

Заместитель декана по социально-воспитательной работе – Мирошникова Оксана Сергеевна, доцент, e-mail: Miroshnikova@bsu.edu.ru
Aдрес: ул. Студенческая,14, корп.4, к.507; т. (4722) 30-18-62

История факультета

Корпус № 4, ул. Студенческая, 14

История факультета психологии – это история развития психологического образования региона.

В 1995 году университет получил лицензию по специальности «Психология» и обучение студентов осуществлялось на факультете педагогики начального и дошкольного образования Белгородского государственного педагогического университета им. М.С. Ольминского. Декан к.ф.н., доцент Ткачев Виктор Николаевич.

С 1998 года подготовка психологов осуществлялась на социально-психологическом факультете, деканами которого в разное время были:

  • с 1998 по 1999 гг. – д.соц.н., профессор Данакин Николай Семенович;
  • с 1999 по 2002 гг. – к.ист.н., доцент Сакулин Владимир Евгеньевич;
  • с 2002 по 2005 гг. – к.психол.н., доцент Тарабаева Виктория Борисовна.

7 февраля 2005 года в результате реорганизации социально-психологического факультета были созданы два новых структурных подразделения университета: факультет психологии и факультет управления и предпринимательства.

Вновь созданный факультет психологии возглавляли:

  • с 2005 по 2012 гг. – доктор психологических наук, профессор Исаева Надежда Ивановна;
  • с 1 сентября 2012 г. по 31 августа 2018 г. – кандидат философских наук, доцент Ткачев Виктор Николаевич.

С 1 сентября 2014 года факультет психологии входит в состав педагогического института НИУ «БелГУ».

С 1 сентября 2018 года в состав факультета психологии вошли кафедра психологии (из состава факультета дошкольного, начального и специального образования) и межфакультетская кафедра педагогики. Обязанности руководителя факультета возложены на кандидата психологических наук, доцента Гребневу Валентину Викторовну.

С 1 сентября 2023 года деканом факультета психологии стал кандидат психологических наук, доцент Кучерявенко Игорь Анатольевич.

Структура факультета

В состав факультета входят 4 кафедры:

  • общей и клинической психологии
    Заведующий кафедрой –
    Адрес: ус.Студенческая,14, корп.4, к. 405; т. (4722) 30-18-67.
  • возрастной и социальной психологии
    Заведующий кафедрой –
    Адрес: ул. Студенческая, 14, корп. 4, к. 509, т. (4722) 30-18-65.
  • психологии
    Заведующий кафедрой – Гребнева Валентина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент; e-mail: Grebneva@bsu.edu.ru
    Адрес: ул. Студенческая, 14, корп. 4, к.409, т. (4722) 30-18-74.
  • педагогики
    Заведующий кафедрой – Шеховская Наталия Леонидовна, доктор педагогических наук, доцент, е-mail: Shehovskaya@bsu.edu.ru
    Адрес: ул. Студенческая, 14, корп. 1, к.212, т. (4722) 30-18-70.
    web: https://kaf-ped.bsu.edu.ru/

Профессорско-преподавательский состав факультета насчитывает 60 высококвалифицированных специалистов, 10 из которых имеют ученую степень доктора наук и 42 – ученую степень кандидата наук.

Учеба на факультете

В 2023-24 учебном году контингент студентов насчитывает 950 человек, из них 480 – студенты очной формы обучения и 470 – заочной и очно-заочной форм обучения.

Факультет психологии в 2023-24 учебном году реализует основные образовательные программы по следующим специальностям и направлениям подготовки:

Бакалавриат

  • 37.03.01 Психология (профиль Психологическое сопровождение лиц с девиантным поведением);
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология образования»).

Подготовка студентов по направлению подготовки бакалавриата «Психология» осуществляется 4 года по очной форме обучения и 5 лет по очно-заочной форме обучения. По окончанию обучения выпускникам присваивается квалификация бакалавр. Бакалавры готовятся к диагностической и коррекционно-развивающей деятельности в области образования, науки и социальной помощи населению.

Подготовка студентов по направлению подготовки бакалавриата «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология образования») осуществляется 4 года по очной форме обучения и 5 лет по заочной форме обучения. По окончанию обучения выпускникам присваивается квалификация бакалавр. Бакалавры готовятся к профессиональной деятельности по психологическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

Специалитет

  • 37.05.01 Клиническая психология (специализация «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»)
  • 37.05.02 Психология служебной деятельности (специализация «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности»)

Подготовка студентов по специальности «Клиническая психология» (специализация «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях») осуществляется 5 лет 6 месяцев по очной форме обучения. По окончанию обучения выпускникам присваивается квалификация «Клинический психолог». Студенты готовятся к психодиагностической, консультативной и психотерапевтической деятельности в системе здравоохранения, образования, науки, социальной помощи населению и сквозных видах профессиональной деятельности в промышленности.

Подготовка студентов по специальности «Психология служебной деятельности» (специализация «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности») осуществляется 5 лет по очной форме обучения. По окончанию обучения студентам присваивается квалификация психолог. Студенты готовятся к решению комплексных задач по психологическому обеспечению: управления, служебной деятельности личного состава и подразделений в сфере правоохранительной деятельности, обороны, безопасности личности, общества и государства, образования, социальной помощи, работы психологических служб, предоставляющих услуги физическим лицам и организациям.

Магистратура

  • 37.04.01 Психология (магистерские программы «Психология управления», «Практическая психология»););
  • 44.04.01 Педагогическое образование (магистерская программа «Управление в сфере образования»);
  • 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (магистерская программа «Психология педагогической деятельности»)

Подготовка магистров по направлению «Психология» осуществляется 2 года по очной форме обучения и 2 года 6 месяцев по очно-заочной форме обучения. По окончанию обучения выпускникам присваивается квалификация магистр. Область профессиональной деятельности магистров-психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, науки, социальной помощи населению, а также в сквозных видах профессиональной деятельности в промышленности. Магистры готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;
  • коррекционно-развивающая.

Подготовка магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование» осуществляется 2 года по очной форме обучения и 2 года 6 месяцев по заочной форме обучения (магистерская программа «Психология педагогической деятельности»). По окончанию обучения выпускникам присваивается квалификация магистр. Область профессиональной деятельности магистров включает работу в системе образования, социальной сфере, здравоохранении и учреждениях культуры.

Магистры готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

  • психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
  • педагогическая;
  • научно-исследовательская деятельность.

Подготовка магистров по направлению Педагогическое образование, магистерская программа «Управление в сфере образования» осуществляется 2 года 6 месяцев по заочной форме обучения. Руководитель – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Кормакова Валентина Николаевна.

Область профессиональной деятельности выпускников включает образование, социальную сферу, культуру, проведение научных исследований.

Виды профессиональной деятельности:

  • педагогическая;
  • проектная;
  • методическая;
  • организационно-управленческая;
  • культурно-просветительская;
  • научно-исследовательская;
  • сопровождения.

Выпускники факультета работают практическими психологами в учреждениях системы образования и здравоохранения, в кадровых и психологических службах государственных и коммерческих предприятий, в банках, в системах МВД и МЧС, службах занятости, центрах профориентации и профконсультирования, в центрах по работе с детьми и подростками, осуществляют педагогическую и научно-исследовательскую деятельность в высших и средних специальных учебных заведениях, продолжают обучение в аспирантуре. Выпускники магистратуры по направлению Педагогическое образование работают педагогами, руководителями разного уровня в образовательных организациях, преподавателями СПО и вузов.

Наука на факультете

Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре на факультете психологии осуществляется 3 года по группе научных специальностей 5.3 Психология и 5.8 Педагогика, по очной форме обучения.

Обучения аспирантов по группе научных специальностей 5.3 Психология осуществляется по двум образовательным программам:

  • 5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии;
  • 5.3.7 Возрастная психология.

Реализуемые образовательные программы по направлению 5.8 Педагогика:

  • 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования;
  • 5.8.7 Методология и технология профессионального образования.

Профессорско-преподавательский состав активно занимается научной деятельностью, результатами которой являются издание монографий, учебных и учебно-методических пособий, публикации статей в российских и зарубежных журналах. Многие преподаватели участвуют во внутривузовских грантах, грантах РГНФ и конкурсах инициативных исследований.

При факультете созданы и функционируют следующие структурные подразделения:

  • психологическая служба НИУ «БелГУ»»;
  • научно-образовательный психологический и педагогический центр «Ресурс»;
  • научно-проектный центр когнитивных наук и нейротехнологий;
  • лаборатория инновационных педагогических технологий (на базе МАОУ «Образовательный комплекс «Алгоритм успеха» Белгородского района»).

Получили признание среди научного сообщества научные направления:

  • профессиональная педагогическая культура, руководитель – проф. И.Ф. Исаев;
  • актуальные проблемы психологии личности, руководитель – проф. Т.Н. Разуваева.

Исследовательская работа преподавателей выпускающей кафедры общей и клинической психологии ведётся по следующим перспективным направлениям:

  • акмеологическая концепция психологический готовности студентов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности;
  • нейро-когнитивные и дифференциально-психофизиологические проблемы цифрового обучения школьников;
  • субъектные качества личности в структуре экологического сознания медицинских работников;
  • клинико-психологические детерминанты неблагоприятной динамики алкоголизации в подростковом возрасте;
  • особенности и профилактика эмоционального выгорания личности;
  • развитие ценностных предпочтений здоровья у студентов вуза;
  • психология кризисных состояний личности;
  • самосознание личности профессионала;
  • гендерные особенности личности;
  • самореализация студенческой молодежи в трансформирующейся социокультурной среде вышей школы.

Исследовательская работа преподавателей выпускающей кафедры возрастной и социальной психологии ведётся по следующим приоритетным направлениям:

  • влияние цифрового образовательного пространства на развитие личности ребенка;
  • развитие личности в семье, образовательном и профессиональном пространстве;
  • психологические инварианты профессионализма специалистов служебной деятельности и помогающих профессий;
  • психологическое благополучие личности и коллектива: сущность, закономерности, технологии обеспечения.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры психологии:

  • психология высшей школы: системно-деятельный подход;
  • психология и социология управления образованием;
  • нейропсихология образования;
  • психология инклюзивного образования.

На кафедре педагогики разрабатываются следующие перспективные научные направления педагогических исследований:

  • профессионально-педагогическая культура;
  • актуальные проблемы воспитания личности;
  • развитие дидактической системы учителя;
  • социально-профессиональное самоопределение личности;
  • развитие исследовательского потенциала школьников;
  • эстетическое воспитание личности, проблемы поликультурного образования;
  • развитие полисубъектности будущего педагога;
  • проблемы просоциальной активности личности.

Профессора Ирхина И.В., Кормакова В.Н., Шеховская Н.Л., Макотрова Г.В. входят в состав диссертационного совета, созданного по системе самостоятельного присуждения ученых степеней, БелГУ.19.05 (педагогические науки), профессор Исаев И.Ф. является председателем данного совета.

Создана лаборатория инновационных педагогических технологий (рук. д.п.н., проф. Макотрова Г.В.), на базе которой успешно проводятся практико-ориентированные исследования преподавателей кафедры педагогики во взаимодействии с ведущими общеобразовательными организациями региона.

Преподаватели факультета принимают активное участие в реализации проектов программы «Приоритет – 2030».

Ежегодно студенты-психологи занимают призовые места в международных, всероссийских, межвузовских олимпиадах, конференциях, конкурсах по психологии, становятся победителями Всероссийской олимпиады «Я – профессионал!» по направлению Психология (г. Санкт-Петербург).

Всероссийская психолого-педагогическая олимпиада - проигравших нет

Для бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов на факультете проводятся научно-методические семинары, организованы научные кружки и проблемные группы, среди которых:

  • школа юного психолога;
  • школа юного педагога;
  • БОС-терапия как немедикоментозная коррекция функционального состояния человека;
  • Инновационная деятельность социальной группы.

На факультете активно развивается Студенческое научное общество. Научно-исследовательская работа студентов факультета психологии является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и практические задачи. Научно-исследовательская работа содействует формированию готовности будущих психологов к творческой самореализации, помогает им овладеть методологией научного поиска и обрести исследовательский опыт. Высокий уровень теоретической и практической подготовки студентов факультета психологии позволяет им принимать участие в международных, всероссийских и региональных научных конференциях: «Ломоносов» (Москва, МГУ), «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, СПбГУ), «Психея-Форум» (Самара, СГУ) и др.

На факультете открыта Студенческая психологическая служба, что стало своего рода вехой в научной-практической жизни студентов. Цель студенческой психологической службы – психологическое сопровождение образовательного процесса на факультете и в университете. Основными направлениями деятельности службы являются оказание бесплатной консультативной психологической помощи студентам и сотрудникам НИУ «БелГУ», психодиагностика, психологическое просвещение, проведение тренингов, семинаров и мастер-классов по различным тематикам. Сотрудниками службы являются студенты-психологи старших курсов, магистранты, аспиранты под руководством ведущих преподавателей факультета психологии.

По заказам организаций и предприятий преподавателями и студентами факультета изучаются удовлетворенность трудом персонала, личностные особенности менеджеров, исследуются психологические аспекты супружеских и детско-родительских отношений, особенности развития личности в образовательном пространстве школы, вуза и др.

Факультет сотрудничает с Психологическим институтом РАО, с факультетами психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Тульского государственного университета, Сургутского государственного университета, Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, Воронежского государственного педагогического института. Курского государственного университета, Курского государственного медицинского университета, Ереванского государственного университета и др.

Международное сотрудничество

Факультет психологии осуществляет тесное взаимодействие с университетами стран ближнего зарубежья. В настоящее время заключен договор о сотрудничестве с Ташкентским государственным педагогическим университетом им. Низами.

Преподаватели факультета принимают активное участие в международных научных конференциях.

На факультете психологии обучаются иностранные студенты из стран дальнего и ближнего зарубежья.

Социальная сфера

Факультет психологии сохраняет и активно развивает свои традиции.

На факультете действует студенческое самоуправление. Студенческий совет работает по различным направлениям деятельности: научно-исследовательское, культурно-воспитательное, общественное, спортивно-массовое. Представители студенческого совета участвуют в молодежных форумах различного уровня.

Студенческое самоуправление организовывает и принимает активное участие во всех делах факультета, делает эффективные шаги в налаживании сотрудничества между преподавателями и студентами.

На факультете стало доброй традицией проведение таких мероприятий как «Посвящение первокурсников», «День психолога», «Дни здоровья», «Таланты первокурсников», «Мисс и Мистер факультет», «День рождения факультета», «Вечера интернациональной дружбы», «Психологические гостиные», «Последний звонок».

Активисты Студенческого совета ежегодно проводят программу социально-психологической адаптации для вновь поступивших первокурсников.

Студенты факультета являются членами волонтерского движения и занимаются психологическим сопровождением детей с ОВЗ, профилактикой употребления психоактивных веществ среди детей и подростков г. Белгорода и Белгородской области.

Студенты факультета ежегодно принимают активное участие в организованных Центром Экстренной психологической помощи МЧС России Всероссийских соревнованиях «Человеческий фактор», занимая призовые места на региональном и всероссийском уровнях. В 2020 и 2021 годах студенты факультета завоёвывали 1 место в межрегиональном конкурсе по оказанию экстренной допсихологической помощи «Фактор стресса» (организаторы конкурса Курский государственный медицинский университет при поддержке психологических служб Главного управления МЧС и УМВД по Курской области).

Студенты факультета являются активными участниками творческих коллективов университета.

Студенческая жизнь на факультете наполнена интересными, разнообразными событиями, которые остаются в памяти приятными воспоминаниями на всю жизнь.


Информацию предоставила О.М.Хорева 24.10.2023

Назад в раздел